ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИСИП,ОИБАС
1 КУРСА
МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
Тема № 9. Наука и образование
1.Наука. Функции
науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
2.Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
3.Образование в современном обществе. Система российского образования.
Тема № 10. Религия
1Религия, её роль в жизни общества и человека, виды мировых религий.
В учебнике стр 109 - 117Тема № 9. Наука и образование
1.Наука. Функции науки. Возрастание роли науки всовременном обществе.
2.Направления научно-технологического развития инаучные достижения Российской Федерации.
3.Образование в современном обществе. Система российского образования.
Наука и образование
В современном мире немаловажное место занимают такие сферы духовной культуры человека как наука и образование.
Наука как сфера духовной жизни человека
Наука — это особая система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека.
Наука ― творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (законов, понятий теорий).
Наука также является одной из сфер духовной культуры человека, важным социальным институтом, связанным с остальными сферами духовной жизни человека (особенно тесно – со сферой образования).
Также наука как сфера духовной жизни обладает собственной этикой науки, которая складывается из высших моральных ценностей, ориентации науки на высшее благо. Ядро научной этики – понимание свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех общественных сферах.
Например, в ситуации распространения коронавируса ученые, осознавая свою социальную ответственность, приступили к созданию вакцины и справились с поставленной задачей в достаточно короткий срок.
Наука как вид человеческой деятельности обладает рядом специфических особенностей:
Важнейшие функции науки в обществе:
Познавательная – создание и воспроизводство знаний;
Прогностическая – построение краткосрочного или долгосрочного прогноза на основе имеющихся данных;
Социально-производственная – социальное управление и развитие общества, участие в создании производства современного уровня;
Культурно-мировоззренческая – наполнение мировоззрения объективным знанием о природе и обществе для формирования человеческой личности как субъекта познания и деятельности; формирование определённой картины мира;
Образовательная – наполнение образовательного процесса, т.е. обеспечение конкретным материалом процесс обучения.
Виды наук
Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.
В зависимости от предмета и метода познания:
По отношению к практике:
Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.
Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др.
Например, открытия в химии или биологии (фундаментальные науки) широко используются в генетике (прикладная наука) с целью селекционирования новых видов, лечения генетических болезней и пр..
Образование как сфера духовной жизни человека
Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.
Образование — это один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Современное образование характеризуется набором черт (тенденций):
Функции образования
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Также образование обладает рядом функций и задач:
Образование как система
Образование представляет из себя целостную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных ступеней и уровней подготовки.
В России образование включает в себя следующие этапы:
Общее образование
1. Дошкольное образование (до 7 лет) – осуществляется в специализированных учреждениях – яслях, детских садах;
2. Школьное образование:
Профессиональное образование
1. Среднее профессиональное образование (от 2 до 4 лет);
2. Высшее профессиональное образование:
Дополнительное образование: занятия в кружках, секциях и пр. Может сопровождать индивида на всех этапах образования (от дошкольного до докторантуры).
Тема № 10. Религия
1Религия, её роль в жизни общества ичеловека.
2.Мировые и национальные религии.
Религия и религиозные организации
Религия (с лат. «связь») – часть духовного мира человека. В обществоведческой науке у неё существует несколько определений:
Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной силы.
Религия — совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая людей в единую общность.
В основе любой религии лежит вера в сверхъестественное (в Бога/богов/силы и т.д.).
Важным компонентом религии является религиозное сознание – убеждение верующих в реальном существовании потустороннего, сверхъестественного, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог или иная высшая сила в мире.
Религию как особую форму культуры человечества изучает специальная наука – религиоведение. Её не следует путать с теологией – совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.
Религия и религиозные организации как общественный институт
Религия как форма духовной деятельности является значимым социальным институтом и включает ряд обязательных элементов:
Вера – религиозные чувства, настроения, эмоции.
Учение – систематизированная, специально разработанная для конкретной религии совокупность принципов, идей, понятий.
Религиозный культ – совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.
Церковь – социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины.
Важно!
В теории среди религиозных организаций различают «церковь» и «секту». Первое, церковь – это объединение последователей какого-либо религиозного учения, второе, секта – организация, возникшая в результате отделения от церкви части последователей, противопоставляющая себя основной массе верующих и «господствующей» церкви.
Религиозные объединения в РФ – добровольные объединения граждан РФ и иных участников, постоянно и на законных условиях, проживающих на территории РФ, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры.
Религиозные объединения, связанные общностью верования, называют конфессией и говорят о едином вероисповедании их представителей.
Безусловно, религия как институт выполняет ряд важных функций и задач:
Типология религии
Выделяют несколько классификаций религии.
1. В зависимости от количества богов:
2. В зависимости от территории распространения и количества верующих:
анимизм шаманов Якутии; африканское вуду
иудаизм (Израиль); индуизм (Индия); синтоизм (Япония); конфуцианство (Китай); даосизм (Китай)
Мировые религии, в свою очередь, обладают также рядом важных признаков:
Курсы
Комментариев нет:
Отправить комментарий