ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИСИП,ОИБАС
1 КУРСА
МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Учебником:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой
Ссылка на учебник:
https://profspo.ru/books/132315
Тема № 11. Искусство
1.Искусство, его основные функции
2.Особенности искусства как формы духовной
культуры.
Искусство
— это разновидность духовной деятельности людей и вид духовного освоения
действительности человеком в обществознании. Цель искусства — сформировать и развить
способности людей преобразовывать окружающий мир и самих себя по канонам
гармонии и красоты.
Сегодня
этот термин можно трактовать сразу несколькими способами. Как именно — зависит
от контекста. На схеме ниже мы отразили понятие искусства в широком и узком
смыслах.
Основа
искусства — это творчество. Оно позволяет увидеть мир, в котором реальность
переплетается с вымыслом, а после — передать это в форме художественного
образа. В нём творческий человек отражает то, как он видит предмет или явление,
и сталкивает это видение с восприятием зрителя. Это происходит через воплощение
творческого труда автора — произведение искусства.
Произведение
искусства — это результат творческой, сознательной деятельности человека,
который обладает эстетической ценностью, а также относится к определённому виду
и жанру.
Эстетическая
ценность произведения искусства в том, что зритель через него сталкивается с
прекрасным и формирует свой вкус. Но есть и другие. Например, познавательная
ценность — расширение кругозора. Или нравственная ценность — обогащение и
развитие личности.
Чем
искусство отличается от науки
Искусство
и наука — две ветви духовной культуры в обществознании. У них есть общие
качества, например, они помогают нам познавать мир. Но у искусства есть и
специальные черты, которые делают его непохожим ни на что другое. Вот они:
Искусство
образно и наглядно.
Когда
человек познаёт мир через искусство, фантазия и воображение познающего играют
большую роль в этом процессе.
Человек
создаёт художественные образы с помощью особых средств: слов, звуков, цвета и
т. д.
Функции
искусства
Целей
у человека, взаимодействующего с искусством, великое множество. А потому и
функций у такой деятельности немало. Обычно в обществознании принято выделять 7
функций искусства:
познавательную;
ценностно-ориентирующую;
эстетическую;
воспитательную;
компенсаторную;
коммуникативную;
информационную.
Функции
искусства
Функция Сущность
Познавательная Служит способом познания и освоения мира
Ценностно-ориентирующая Помогает людям выбирать жизненные
ориентиры, разбираться в системе ценностей конкретного общества, формировать
мировоззрение
Эстетическая Помогает созданию эстетических вкусов и
предпочтений личности
Воспитательная Способствует развитию интеллектуальных и
творческих способностей личности
Компенсаторная Приводит внутреннюю жизнь человека к
гармонии, наглядно свидетельствует об истине, добре, красоте в мире, а также
стабилизирует психическое состояние личности
Коммуникативная Лежит в основе межличностного общения:
зрителей между собой по поводу произведения и зрителя с автором
Информационная Просвещает и распространяет знания
Давайте
проиллюстрируем пару этих функций на примере.
Пример
№ 1.
Иван
— художник. Он написал картину, на которой рыцарь побеждает огромного змея. Это
типичный сюжет с моралью о противостоянии света и тьмы: зритель видит, что в
любой ситуации добро в форме рыцаря в конце всегда побеждает зло — змея. Это
раскрывает одну из функций искусства — ценностно-ориентирующую.
Когда
эту картину повесят на выставке, люди придут смотреть и обсуждать её. Они
смогут прочесть мысли автора на полотне, узнать его отношение к проблеме,
которая изображена на картине. А затем — поговорить о морали произведения друг
с другом и, возможно, даже поспорить. Так проявляется коммуникативная функция в
искусстве.
Структура
искусства
Искусство
многогранно — оно представляет собой сложную систему из творческих жанров,
стилей и видов. Давайте немного поговорим о том, как оно устроено.
Виды
искусства
В
разное время люди предлагали делить искусство на виды большим количеством
способов. Например, в начале XIX века немецкий философ Фридрих Шеллинг
предложил свою концепцию. Она состояла в том, чтобы различать искусства
посредством выражения — делить их на реальные и идеальные.
К
реальным видам искусства философ предложил отнести архитектуру, скульптуру,
живопись и музыку. К идеальным же — всё, что связано со словом: поэзию и
литературу. При этом последние Шеллинг считал более возвышенными формами,
потому что они дают автору больше свободы и возможностей, чтобы выражать идеи.
Но
в обществознании есть и другая система, которая делит искусства на виды по
средствам выражения. Опишем их в таблице ниже.
Виды
искусств по средствам выражения
Вид Сущность Пример
Пространственные
(пластические) Зритель чаще
воспринимает произведение через зрение.
Художественный
образ раскрывается пластически — через пространственное построение. Живопись, скульптура, фотография,
архитектура, дизайн и т. д.
Временные
(динамичные) Зритель чаще воспринимает
произведение через слух.
Художественный
образ раскрывается с течением времени. Литература,
поэзия, музыка
Пространственно-временные
(зрелищные, синтетические) Зритель
воспринимает произведение одновременно слухом и зрением.
Художественный
образ раскрывается и через пластику, и с течением времени Театр, кино, хореография и т. д.
Тема № 12. Экономика — основа жизнедеятельности общества
1. Роль экономики в жизни общества.
2. Макроэкономические показатели и качество жизни.
3. Предмет и методы экономической науки.
Что
такое экономика
Основа экономической сферы общества
— экономика. Слово «экономика» происходит от двух
греческих слов: oikos («домашнее хозяйство») и nomоs («закон»).
Соответственно, в буквальном смысле слово «экономика» можно перевести как «наука
ведения домашнего хозяйства». Однако в современном мире экономику понимают
гораздо шире:
- как
сферу общественной жизни, обеспечивающую удовлетворение потребностей людей
(экономическая сфера жизни общества);
- как
способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на
создание необходимых для потребления благ (экономика семьи, экономика
фирмы, экономика государства);
- как
науку о хозяйственной деятельности людей, способах её рационального
ведения.
Если соединить это всё, получится такое
определение.
Экономика — любая деятельность людей,
связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических
благ.
Суть экономики — создание экономических
благ, то есть всего того, что способно удовлетворять человеческие потребности.
Экономические блага — товары, услуги и результаты
работ, которые человек специально производит и которые доступны в меньшем
объёме, чем это необходимо, и поэтому особым образом распределяются.
Соответственно, экономика
производит товары и услуги. Под товарами следует
понимать продукты труда, способные удовлетворять человеческие потребности и
произведённые для обмена, а под услугами — деятельность,
приносящую полезный результат для потребителя. Например, мороженое, автомобиль,
квартира — это товары, а новая стрижка, просмотр фильма в кинотеатре, установка
пломбы у стоматолога — это услуги.
Экономика отвечает на три вопроса,
которые называют основными вопросами экономики:
- что производить, то есть
какие товары и в каком количестве будут пользоваться спросом у
потребителей;
- как производить, то есть
какую технику и оборудование, какие методы использовать при производстве
товаров;
- для кого производить, то есть
кто будет потреблять эти товары.
Для производства товаров и услуг
экономика нуждается в факторах производства.
Факторы производства — экономические ресурсы, необходимые для
изготовления товаров и услуг.
К факторам производства относятся:
- труд, то
есть деятельность людей по производству товаров и услуг посредством
использования своих физических и интеллектуальных способностей;
- земля, то
есть все виды природных ресурсов, существующие на нашей планете и
пригодные для производства экономических благ;
- капитал, то
есть здания, сооружения, оборудование, денежные средства и другие
ценности, которые требуются для производства экономических благ;
- предпринимательские
способности, то
есть способности человека к ведению деятельности по производству
экономических благ;
- информация, то
есть знания и сведения, необходимые для ведения деятельности по
производству экономических благ.
Эти ресурсы всегда ограничены. Например,
земля как фактор производства ограничена разведанным объёмом полезных
ископаемых, водных и других ресурсов, а труд — численностью трудоспособного
населения. Поэтому экономика должна отвечать и на ключевой вопрос: как удовлетворить
максимум потребностей людей в условиях ограниченности ресурсов.
Виды
экономической деятельности
В экономической деятельности выделяют
четыре основные стадии: производство, обмен, распределение и потребление.
Производство — процесс создания товаров и услуг.
Например, рабочие собирают автомобили,
кондитеры пекут торты, а репетиторы рассказывают о том, что такое
экономика.
Обмен — движение произведённых товаров и
услуг от одного субъекта экономической деятельности к другому.
Например, мы приходим в автомагазин и
покупаем автомобиль, приходим в кафе и заказываем торт, звоним по объявлению и
договариваемся с репетитором о занятиях экономикой.
Распределение — совокупность действий по
разделению произведённых товаров и услуг и дохода между субъектами экономической
деятельности.
Например, автозавод распродал все
автомобили и теперь распределяет заработанные деньги на зарплату рабочим и
уплату налогов. То же самое делают кондитеры и репетиторы.
В современной
экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический. Макроэкономика
и микроэкономика представляют собой взаимосвязанные разделы экономики (как
науки), изучающие соответствующие процессы в экономике (как хозяйстве). Как
следует из названий этих разделов, они отличаются масштабом изучаемых
экономических процессов Это проявляется в первую очередь в количестве и уровне
субъектов экономики, представленных на этих уровнях анализа. Одни и те же
экономические вопросы могут быть рассмотрены и в макроэкономике, и в
микроэкономике, но их исследования будут носить различный характер. При этом
для каждого уровня экономического анализа характерны устойчивые комплексы
изучаемых экономических вопросов.
Макроэкономика (от гр. markos —
длинный, большой) |
Микроэкономика (от гр. mikros —
малый) |
Это наука о хозяйстве в целом, об экономике государства и даже
мировой экономике. |
Это наука о потребителях (домохозяйствах) и производителях, об
отдельных отраслях экономики. |
Действуют три субъекта: фирма, домохозяйство и государство. |
Действуют два субъекта: фирма и домохозяйство. |
Исследует вопросы макроэкономического уровня: темпы
экономического роста, показатели ВВП, изменение благосостояния населения,
уровень инфляции, уровень безработицы и пр. — то, что характеризует
общенациональные и международные экономические явления. |
Исследует вопросы микроэкономического уровня: выбор
потребителем продукции, бизнес-план фирмы, планирование семейного бюджета —
причинно-следственные и функциональные связи, которые влияют на принятие
экономических решений как отдельными людьми, так и фирмами. |
Стремится более к стабильности. |
Стремится более к динамике, росту. |
Подчиняется принципу социального эффекта. Экономическая
политика государства тесно связана с социальной политикой. |
Подчиняется принципу рыночной целесообразности.
Фирмы-производители стремятся к максимальному извлечению прибыли и не решают
возникающие социальные проблемы. |
Учёт различий между
макро- и микроэкономикой помогает строить механизмы регулирования макро- и
микроэкономических процессов.
Предмет экономической науки
- то, что она
постигает; формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо
распорядиться редкими ресурсами.
Методы экономической науки – те средства, которые используются
для изучения предмета науки. Экономика использует 3 группы методов:
Общетеоретические
Метод научной абстракции – способ
исследования, предполагающий выявление главного, существенного путем отвлечения
от несущественного
Формально-логические
Индукция – способ познания,
идущий от частного к общему, от реальной жизни к теоретическим обобщениям
Дедукция – способ познания,
идущий от общего к частному, от теории к практике
Анализ – метод познания путем
разделения целого на части и изучение особенностей каждой из этих частей
Виды: 1) позитивный (исследование
экономических явлений такими, какие они есть; констатация фактов); 2)
нормативный (оценочный, оценка причин и последствий того или иного явлений); 3)
микроэкономический; 4) макроэкономический; 5) функциональный (выявление
количественной зависимости 2-х переменных величин (1 – функция, 2 – аргумент);
6) предельный (выявление зависимости между дополнительными доходам и расходами,
возникающими в связи с увеличением производства на 1 дополнительную единицу)
Синтез
Аналогия
Сравнение
Экономико-математические
Экономико-математическое моделирование
– способ исследования путем построения простейших картин, выявление простейших
представлений о том или ином экономическом явлении, процессе
Функции экономической
науки:
Познавательная, позволяющая
расширять познания в области сложных экономических процессов в постоянно
меняющемся мире
Методологическая, дающая
теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках
Практическая, позволяющая сделать
правильный выбор при проведении государственной политики
Прогностическая, делающая
возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического
развития
Комментариев нет:
Отправить комментарий