Комплект тестов
Человек в обществе
1. Обособившаяся от природы, но тесно связанная
с ней часть материального мира, которая включает в себя способы
взаимодействия людей и формы их объединения, называется
1) государством
2) обществом
3) цивилизацией
4) племенем
2. Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются
1) общественными
2) цивилизационными
3) экономическими
4) политическими
3. В понятие
общественных отношений не входит(ят)
1) взаимодействия двух людей
2) отношения между странами
3) взаимоотношения между гражданином РФ и районным
судом
4) между судном
в океане и косяком рыб
4. Какое из указанных утверждений относится к природе?
1) центром этого
понятия является человек
2) существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека,
законам
3) основывается на определённом способе
производства
4) включает в себя взаимодействия людей
5. В понятие
социальный институт не входит
1) армия
2) семья
3) школа
4) дружба
6. К общественным отношениям не относится
1) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
2) проведение забастовки работниками предприятия
3) прогулка по лесу с собакой
4) оформление документов при приёме на работу
7. Нормы, регулирующие поведение человека в обществе
1) социальные нормы
2) духовные нормы
3) технические нормы
4) материальные нормы
8. Социальными регуляторами поведения человека в обществе не являет(ют) ся
1) экономика
2) право
3) традиции, обычаи
4) мораль
9. К социальным нормам относятся
1)
любовь, дружба, религия
2) религия, право,
мораль
3)
традиции, мораль, экономика
4) право, экономика, религия
10.Общепринятым является
деление культуры на
1) духовную и экономическую
2) духовную и материальную
3) идеальную и материальную
4) политическую и экономическую
11.Общие черты или
формы, присущие всем культурам
1) культурные символы
2) духовные идеалы
3) культурные универсалии
4) духовные приоритеты
12. Наука, изучающая
развитие человечества, общества и его закономерности, большое
значение уделяющая причинно-следственным связям, называется
1)
обществознанием
2) философией
3)
политологией
4) историей
13. Наука, исследующая понятия добра и зла, блага,
гуманности, справедливости, называется
1) социологией
2) этикой
3) эстетикой
4) педагогикой
14. Основоположник социологии
1) О. Конт
2) К. Маркс
3) Платон
4) М. Вебер
15. Наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как природа и общество, так и мышление человека, процесс познания
1) история
2) социология
3) философия
4) этика
Духовная культура
1. Установите соответствие: к каждой позиции
первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго.
A) древний кувшин,
найденный во время археологических раскопок
Б) акварельные краски и альбом,
приготовленные в подарок
для первоклассника
B) проектные
расчеты нового электронного устройства Г) созданный
дизайнером рисунок ткани
ВИД КУЛЬТУРЫ
1) духовная
2) материальная
2. Запишите понятие,
пропущенное в предложении.
Роль культуры, выражающаяся в обмене знаниями,
ценностями и опытом предшествующих поколений, называется функцией
культуры.
3. Ниже приведен
список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам субкультуры. Найдите два термина,
«выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) доминирующая
2) молодежная
3) религиозная
4) профессиональная
5) криминальная
6) глобальная
4. Выберите понятия,
характеризующие интеллектуальную сферу духовной культуры,
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рациональность
2) логичность
3) эмоциональность
4) смирение
5) стремление к системности
5. Установите соответствие: к каждой позиции
первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго.
A) изделия
из керамики, обнаруженные в древнем захоронении Б) строительная площадка для нового театра
B) проект
дизайна новой марки автомобиля Г) музыкальное произведение
ВИД КУЛЬТУРЫ
1) материальная
2) духовная
6. Запишите понятие,
пропущенное в предложении.
Роль культуры, выражающаяся в формировании правил и требований общества ко всем его членам
во всех областях жизни и деятельности, называется функцией культуры.
7. Ниже приведен
список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к различным типам культуры. Найдите два термина,
«выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) массовая
2) объективная
3) элитарная
4) природная
5) народная
6) информационная
8. Выберите понятия,
характеризующие эмоциональную сферу духовной культуры,
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фундаментальность
2) субъективность
3) гармония
4) формализованность
5) неповторимость
Экономическая жизнь
общества
1. На
какой из вопросов не дает ответ экономика:
а) что произвести
б) какую использовать технологию в) кто будет
потребителем
г) какую социальную значимость имеет данный продукт
2. Что
является признаком рыночной экономики: а) прямой продуктообмен
б) распределение труда по полу и возрасту
в) прямой
государственный контроль над ценами
г) целью производства является
получение прибыли
3. Чем
определяется тип экономической системы: а) формой государственной власти
б) собственностью и способами управления в) количеством
населения страны
г) запасами
полезных ископаемых
4. Что такое производительность труда:
а) скорость
выполнения работы
б) качество
произведенной продукции
в) количество продукции в единицу времени г) уровень развития технологии
5. С
какой целью государство принимает участие в рыночных отношениях: а) получение большей прибыли
б) смягчение негативных последствий действия рыночного
механизма + в) обогащение властной элиты
г) усиление
контроля над обществом
6. Целью конкуренции является:
а) повышение качества продукции б) рост потребительского спроса в) получение большей
прибыли +
г) увеличение поступлений от налогов
7. Какая
тенденция характерна в настоящее время для развитых стран: а) возрастания
роли мелких и средних предприятий +
б) национализации важнейших сфер экономики в) ослабления
конкурентной борьбы
г) создания
предприятий-гигантов
8. В чем заключается смысл
понятия «шоковая терапия»:
а) национализация предприятия
б) возвращение собственности владельцам в) усиление роли государства в экономике г) либерализация цен
9. Что такое «устойчивое развитие»:
а) направление развития, для которого
характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершен-ному
б) развитие
общества, которое позволяет
удовлетворять потребности нынешнего
поколения, не нанося ущерба будущим
поколениям для удовлетворения их потребностей +
в) процесс перехода от традиционного, аграрного
общества к обществу
современному, индустриальному
г) коренное,
качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни,
затрагивающее основы существующего экономического строя
10. Как называется степень обеспечения жителей
страны необходимыми для жизни товарами, услугами и условиями:
а) уровень жизни б) конкуренция
в) потребительская корзина
г) прожиточный минимум
11. Характерной
чертой государства с рыночной экономикой является: а) отмена налогообложения
б) регулирование ценообразования
в) снижение
регулирующей роли государства
г) отсутствие конкуренции
12. Что
относят к экономической сфере жизни общества:
а) потребление материальных благ
б) создание политических партий в) получение образования
г) организация местного самоуправления
13. К
чему приводит конкуренция производителей на рынке: а) повышению цен
б) росту затрат производителей на изготовление товаров в) улучшению качества
обслуживания
г) увеличению числа производителей на рынке
14. Что
необходимо для успешного рыночного регулирования экономики: а) постоянный
рост объемов производства
б) многообразие форм собственности
в) устранение неравенства доходов потребителей г) стабильность цен
15. Для традиционной экономики характерно:
а) натуральное хозяйство б) свободная
конкуренция
в) развитые товарно-денежные отношения г) дефицит товаров и
услуг
16. Для командной
экономики характерно:
а) свободное ценообразование
б) совершенная (чистая) конкуренция
в) преобладание частной собственности над другими видами г) централизованное распределение факторов производства
17. На
что направлено решение главных вопросов экономики: а) борьбу с монополизацией
экономики
б) эффективное распределение и использование ресурсов в) повышение стоимости основных факторов
производства г) снижение
уровня конкуренции в отдельных
отраслях
18. Способом
воздействия государства на экономику является:
а) налогообложение
б) предоставление льгот
в) правовое регулирование
г) все выше перечисленное
19. Чем характеризуется рынок:
а) нерегулируемым спросом и предложением
б) отсутствием объективных законов функционирования
в) полным контролем государства над производством и
потреблением г) наличием
органов планирования и учета
20. К
целям предпринимательской деятельности относят: а) получение прибыли
б) создание новых средств производства в) процветания
государства
г) удовлетворение потребностей членов семьи
21. Что
не является причиной неравенства доходов: а) различие
в уровне зарплат
б) различие в уровне квалификации в) обеспеченность страны сырьем г) обладание собственностью
22. Какой
из перечисленных налогов относится к косвенным: а) подоходный
б) по наследству в) с продаж
г) на землю
23. В
каком из перечисленных случаев не действует закон спроса: а) в случае высокого урожая
б) при росте спроса
на нефть
в) при наполнении рынка товарами г) во время проведения аукциона Социальная сфера
1.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриахальной (традиционной) семьи.
Запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских
обязанностей
6) совместная производственная деятельность
2.
Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) фирмы
2) сословия
3) партии
4) касты
5) классы
3.
Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы
в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской
финансовой компании. А. будет во Франции
работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно
такую же зарплату. Выберите в
приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1)
индивидуальная
2)
восходящая
3) миграция
4) горизонтальная
5)
нисходящая
6)
межпоколенная
4.
Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил
трёх солисток и нескольких музыкантов, записал
с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже
списке характеристики данной группы и
запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) малая группа
2) неформальная группа
3) большая группа
4) референтная группа
5) профессиональная группа
6) формальная группа
5.
Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) член неформальной молодёжной группы
2) военнослужащий срочной
службы
3) губернатор
4) Президент РФ
5) избиратель
6) мировой судья
6.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная
стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций
с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход,
власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной
привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.
7.
Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе
и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми
они указаны.
1) Для молодежи характерна собственная субкультура.
2) Молодежь как социальная группа
выделяется на основе
возрастного критерия.
3) Большинству молодых
присущ более высокий
социальный статус, чем людям зрелого возраста.
4) В отличие от подростков ведущей
деятельностью молодых является познание.
5) Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.
8.
Выберите верные суждения
о социальном контроле
и запишите цифры в порядке
возрастания, под которыми
они указаны.
1) В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах,
передаваемых из поколения
в поколение.
2) Социальный контроль
обеспечивает следование социальным нормам.
3)
Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.
4) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.
5) Социальный
контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека. 9.Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин
отклоняющегося поведения.
2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью.
3)
Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа
лиц с отклоняющимся поведением.
4) Распад существующей
системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение.
5) Основными формами
девиантного поведения являются:
пьянство, наркомания, преступность.
10.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и
сознания людей.
2) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к компромиссу, то это не разрешает,
а загоняет социальный
конфликт внутрь.
3) Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.
4) Социальный конфликт — это высшая
стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных
групп, социальных институтов, обществе в целом.
5) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы,
открывает дорогу новым
формам — инновациям.
11.
Покажите с помощью
трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему
конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
12.
Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
13.
Студент работает над рефератом о вертикальной социальной
мобильности. Какие примеры из
перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры,
под которыми эти примеры
указаны.
1) переход
человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих
(«синих воротничков») в представители среднего
класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток рабочей
силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение
человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии 14.Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка
неработающих членов семьи
3) семейное предпринимательство
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
15.
В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки
и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины
обеспечивают материальные условия
существования семьи. Выберите в приведённом ниже
списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нуклеарная
2) партнёрская
3) традиционная
4) многопоколенная
5) демократическая
6) моногамная
16.
Найдите в приведённом ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) семья
2) племя
3) народность
4) община
5) государство
17.
Найдите в
приведённом ниже списке общности, образованные
в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) украинцы
2) москвичи
3) киевляне
4) белорусы
5) молдаване
6) харьковчане
18.
Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Перемещение человека из одной социальной группы в другую
без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2)
Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4)
Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5)
Средневековому обществу была присуща низкая
социальная мобильность.
19.
Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных групп и запишите цифры в порядке
возрастания, под которыми они указаны.
1) Молодежь отличается от других групп социальной активностью.
2) Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.
3) В отличие
от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна.
4) К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.
5) Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места
в жизни.
20.
Выберите верные суждения о семье и ее функциях в современном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Появлению семьи способствовало возникновение государства.
2) В современном обществе семья остается главной производственной ячейкой.
3) Одной из функций семьи является психологическая и эмоциональная поддержка членами
семьи друг друга.
4) Функции семьи как социального института меняются с изменением условий
общественного развития.
5) Семья — единственный социальный институт, осуществляющий социализацию подрастающего поколения.
21.
Выберите верные суждения
о социальном контроле
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.
2) Социальный контроль
осуществляют только государственные органы.
3) Социальный контроль
служит важным средством предотвращения де- виантного поведения.
4) Награждение государственным орденом служит
примером неформальной позитивной санкции.
5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.
22.
Выберите верные суждения
о типах социальной стратификации и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов развития общества.
2) В истории
человечества существовали разные
типы социальной стратификации.
3) Сословная стратификация господствовала в период
Средневековья.
4) В условиях кастового строя социальная мобильность отсутствует.
5) Одним из проявлений классовой стратификации в современном обществе служит юридическое закрепление прав и обязанностей за отдельными социальными группами.
23.
Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример
должен быть сформулирован развёрнуто).
24.
В чем выражается взаимосвязь социальных статусов
и ролей? Покажите
ее на трех конкретных
примерах. Сначала укажите социальный статус, затем сформулируйте в виде примера
соответствующую ему социальную роль. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Политическая сфера
1. Политическая
система общества выполняет функции по А.формированию материальной базы общества;
Б.проведение социальных экспериментов;
В. урегулированию интересов различных общественных групп; Г. формированию чувства
прекрасного и безобразного.
2.Если глава
какого-либо государства получает власть по наследству, а законы принимаются представительным органом и исполняются правительством, то такая форма правления
называется
А. конфедеративным государством; Б. парламентской
монархией;
В. правовым государством;
Г. абсолютной монархией.
3. В тоталитарном государстве
А. существует плюрализм политических взглядов; Б. господствует единственная в стране идеология;
В. деятельность оппозиционных сил осуществляется в
соответствии с законами; Г. полномочия главы государства ограничены представительным органом власти.
4. Политические
отношения предполагают отношение людей по поводу А. обменами
продуктами производства;
Б. власти в обществе;
В. удовлетворения духовных потребностей; Г. выработки общественных ценностей.
5. Если в государстве А. глава исполнительной власти избирается всенародным голосованием, то в данной стране
существует форма правления
А. парламентская республика; Б. президентская республика; В. абсолютная монархия;
Г. федерация
6. Согласно
Конституции РФ обязанностью государства является А. изменение границ субъектов федерации;
Б. международное сотрудничество в борьбе с терроризмом; В. осуществление международной торговли;
Г. признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина в соответствии с нормами международного права.
7. Орган
государственной власти в РФ А. средства
массовой информации;
Б. политическая партия; В. школа;
Г. суд.
8.Политическую
власть в государстве осуществляет А.общество потребителей;
Б. парламентская фракция;
В. администрация предприятия; Г. партийная
идеология.
9. Для
любого государства характерен признак А. гарантированность прав человека;
Б. наличие аппарата управления; В. многопартийность;
Г. верховенство права.
10.Демократическое
государство характеризует признак А. цензура
средств массовой информации;
Б. национализация собственности;
В. осуществление принципа разделения властей; Г. преследование оппозиции.
11. Верно
ли суждение? Задачей любого государства является а. Отстаивание интересов
страны на международной арене
б. Борьба за расширение сферы влияния в странах мира А. верно
только а;
Б. верно только б;
В. верны оба суждения; Г. оба суждения
неверны.
12. Формой
территориально-государственного устройства является А. федерация;
Б. диктатура; В.
демократия; Г. монархия.
13. Президент
РФ имеет право издавать А. инструкции;
Б. указы;
В. законы;
Г. Конституцию.
14. Если о форме территориального устройства государства говорят, что она унитарная, это значит, что данное государство
А. представляет собой союз суверенных государств;
Б. предполагает деление только на административные единицы;
В. включает в себя субъекты, обладающие правом ведения внешнеполитической деятельности;
Г. исключает
любые формы самоуправления.
15. В
функции политической власти входит А.
освоение новых газовых месторождений; Б. согласование общественных интересов;
В. разработка программ трудоустройства молодежи;
Г. поощрение создания произведений массовой
культуры.
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
1. По Конституции РФ, обязательным является
1) среднее профессиональное образование
2)
высшее профессиональное образование
3) основное общее образование
4)
полное среднее образование
2. Итоговая аттестация учащихся, освоивших программу
среднего (общего) образования, проходит в форме
1) школьного экзамена
2) контрольной работы
3) Государственной итоговой
аттестации
4) Единого государственного экзамена
3. Верно ли, что:
а) получение образования — и право и обязанность человека;
б) родители
обязаны обеспечить детям возможность получения
высшего образования?
1) верно только
а
2) верно только
б
3) верны оба суждения
4) оба суждения
неверны
4. Верно ли, что:
а) дополнительное образование заменяет необходимость
получения школьного образования; б) дополнительное образование можно
получить в любом возрасте?
1)
верно только а
2)
верно только б
3) верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
5. Что соответствует современной образовательной политике
государства?
1) отсутствие федеральных образовательных законов
2) обязательное среднее
профессиональное образование
3) гуманизация образования
4) обязательная итоговая
аттестация
5) светский характер
образования в государственных образовательных учреждениях
6. Родителям принадлежат право и обязанность обеспечить получение детьми
1) начального образования
2) основного общего образования
3) среднего профессионального образования
4) высшего профессионального образования
7. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность
1) дополнительного образования
2) высшего образования
3) обучения в музыкальных школах
4) среднего профессионального образования
8. Верно ли, что:
а) государство гарантирует общедоступность и бесплатность среднего
образования в любых образовательных учреждениях страны;
б) после
окончания школы обязательно получение высшего или среднего профессионального образования?
1)
верно только а
2) верно только
б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
9. Верно ли, что:
а) малоимущие граждане получают материальную поддержку государства для получения
образования;
б) государство устанавливает федеральные образовательные стандарты?
1)
верно только а
2) верно только
б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
10. Заполните пропуски
в предложениях.
Гуманизация образования — это поворот
образования к потребностям, интересам и склонностям личности, сохранению здоровья
… Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к … и свободам человека, любви к природе, Родине,
семье.
Критерии и шкала оценивания результатов тестирования
Критерии оценки (в баллах)
на тест из 10 вопросов:
«отлично» - от 86 и выше балов выставляется студенту, если он
ответил на 8-10
вопросов;
«хорошо» - от 66 до 86 балов выставляется студенту, если он
ответил на 5-7 вопросов;
«удовлетворительно»
- от 51 до 66 балов выставляется студенту, если он ответил на 3-5вопросов;
«неудовлетворительно» - от 0 до 50 балов выставляется
студенту, если он ответил наменее
три вопроса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий