пятница, 9 февраля 2024 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИСИП,ОИБАС 

1 КУРСА 

 МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ  Учебником: 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ 

Под редакцией Л.Н. Боголюбова,

А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

 Ссылка на учебник: 

https://profspo.ru/books/132315

Тема № 1 Общество и общественные отношения

1.Общество как система.

2.Общественные отношения.

3.Связи между подсистемами и элементами общества.

 

1.Общество как система.

С точки зрения существующих в философии и науке подходов общество можно охарактеризовать как сложноорганизованную, саморазвивающуюся, динамичную, открытую систему, включающую в себя отдельных индивидов и социальные общности и способную, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. 

Основные принципы системы:

·        целое несводимо к сумме частей

·        целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов

·        структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов (подсистем)

·        элементы в свою очередь могут иметь сложное строение и выступать системами

·        существует взаимосвязь системы и среды.

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, которые образуют единое целое и постоянно взаимодействуют.

Основными элементами этой системы являются люди, а сферы жизни общества - это подсистемы: экономическая, политическая, социальная, духовная.

 



Общество как система характеризуется следующими чертами:

·        Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчинёнными отношениями;

·        Общество постоянно изменяется, развивается;

·        Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей разных людей создаёт предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, учёные создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в её самых различных областях, компьютерные модели мира и др.;

·        Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включённый в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба;

·        В обществе постоянно циркулирует информация;

·        Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования;

·        Общество постоянно взаимодействует с внешней средой - природой и культурой;

 

 

2.Общественные отношения.

Общественные отношения

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Данное словосочетание имеет различные определения, некоторые представлены ниже:

·        Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

·        Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, состоят в исторически определённых общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

·        Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

·        Общественные отношения — это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

·        Общественные отношения (в праксеологии) — это многообразные связи, объективно возникающие между субъектами социума, проявляющиеся как взаимозависимости[1].

Социальные отношения — это система многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

·        как отношения человека с обществом, общества с человеком;

·        между индивидами как представителями общества;

·        между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;

·        между различными обществами;

·        между индивидами как представителями различных социальных группсоциальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Проблемы определения

Несмотря на то что термин «социальные отношения» является широко употребляемым, ученые не пришли к общему выводу относительно их определения. Встречаются определения социальных отношений через конкретизацию того, между кем и по поводу чего они возникают:

·        Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определённых общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

·        Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их социального равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Однако в любом случае под ними понимают устойчивые формы организации социальной жизни. Для характеристики социальной жизни нередко используется термин «социетальный», который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.

Общественные отношения — это совокупность нормативно регулируемых нравами, обычаями и законами индивидуальных субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений, складывающихся под влиянием а) взаимной борьбы индивидов за объекты собственности, б) совместной жизнедеятельности на общей территории, в) генетической программы воспроизводства жизни, г) сотрудничества друг с другом на условиях общественного разделения труда в производстве, распределении, обмене и потреблении совокупного общественного

Классификация

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

·        Классовые отношения

·        Национальные отношения

·        Этнические отношения

·        Групповые отношения

·        Межличностные отношения

·        Правоотношения

Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Сферы общественной жизни

·        Экономическая

·        Политическая

·        Социальная

·        Духовная

Также некоторые исследователи выделяют информационную сферу жизни общества.

 

3.Связи между подсистемами и элементами общества.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1.    Экономическая сфера

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы:

·        отношения в процессе производства, обмена и потребления;

·        отношения по поводу права собственности;

·        отношения в процессе предпринимательской деятельности;

·        взаимосвязь государства и экономики.

Основные элементы и институты:

·        экономические системы;

·        производство;

·        обмен;

·        распределение;

·        формы собственности;

·        рынки;

·        деньги;

·        бюджет;

·        банки;

·        налоги;

·        безработица;

·        предпринимательская деятельность.

2.    Политическая сфера

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы:

·        отношения по поводу власти и управления обществом;

·        отношения человека и государства;

·        отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

Основные элементы и институты:

·        политика;

·        власть;

·        государство;

·        разделение властей;

·        формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов);

·        политические партии;

·        выборы;

·        гражданское общество.

3.    Социальная сфера

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы:

·        взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей);

·        порядок и принципы этих взаимоотношений.

Основные элементы и институты:

·        структура (стратификация) общества;

·        социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.);

·        социальная мобильность и социальные лифты;

·        национальные отношения;

·        семья.

4.    Духовная сфера

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы:

·        отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.);

·        отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Основные элементы и институты:

·        культура;

·        искусство;

·        образование;

·        наука;

·        религия;

·        вера;

·        мировоззрение;

·        мораль;

·        нравственность;

·        этика;

·        эстетика и пр.

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Подобная классификация применяется и к социальным институтам. Не стоит путать это понятие с учреждениями образовательной системы. О социальных институтах вы можете прочитать в другой теме ― “Основные институты общества”.

 

 

 Тема № 2 Информационное общество и массовые коммуникации

1.Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности.

2.Роль массовой коммуникации в современном обществе.

Постиндустриальное общество

1.Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности.

 

Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.

 

Главный фактор производства — информация.

Характерные черты постиндустриального общества:

Развитие сферы услуг.

Основная единица товара — информация (знания).

Развитие информационных технологий.

Профессиональное деление общества.

Широкое использование компьютерных технологий, автоматизация промышленности.

Глобализация экономики.

Реализация научно-технической революции.

Доминирование семьи партнерского типа.

Признаки постиндустриального общества:

 

Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.

 

Фактор развития — теоретические знания или информация.

 

Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.

 

Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».

 

Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).

 

 2.Роль массовой коммуникации в современном обществе.

Коммуникация – от лат communication «делаю общим, общаюсь»; слов имеет значения:

·        путь сообщения, связь одного места с другим;

·        общение, передача информации от человека к человеку.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и др.)  с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на численно большие. Рассредоточенные аудитории.

Массовая коммуникация – это процесс передачи и обмена информацией через средства массовой информации широким слоям населения с целью воздействия на мнения, оценки и поведение людей.

Особенности массовой коммуникации в современном обществе:

·        общение больших социальных групп;

·        использование технических средств;

·        отсутствие контакта между коммуникантами;

·        многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств;

·        быстрое распространение информации;

·        выраженная социальная значимость информации;

·        массовая, анонимная, разрозненная аудитория;

·        является односторонней, так как обычно источник информации не получает обратной связи от аудитории;

·        относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации;

·        источниками коммуникации являются определённые институты и организации.

 Массовая коммуникация выполняет следующие основные функции:

·        информационная – информирование о происходящих событиях;

·        пропагандистко-агитационная – формирование определённого общественного мнения; средства массовой коммуникации могут создавать и распространять определенные идеи, ценности и установки, которые влияют на восприятие и поведение людей. Они могут поддерживать или изменять общественные нормы, стереотипы и предубеждения;

·        образовательная – предоставление доступа к образовательным программам, документальным фильмам, научным исследованиям и другим материалам, которые помогают людям расширить свои знания;

·        воспитательная – нацеленность на формирование определённых моральных качеств людей (милосердия. патриотизма, гражданственности и др.);

·        трансляционная – передача знаний, ценностей от одного поколения к другому, обеспечение преемственности между поколениями;

·        развлекательная – фильмы, телешоу, музыка, игры и другие формы развлечения предлагают людям возможность отдохнуть, расслабиться и насладиться разнообразием культурных и развлекательных контентов, помогают людям снять стресс, улучшить настроение и провести время с удовольствием.

Виды средств массовой коммуникации.

средства массовой информации:

·        печать,

·        радио,

·        телевидение,

·        Интернет.

средства массового воздействия:

·        литература,

·        кино,

·        театр,

·        мюзиклы,

·        различные страдные шоу.

технические средства коммуникации:

·        телефон,

·        электронная почта.

Роль массовой коммуникации в современном обществе.

·        Является быстрым и удобным средством передачи информации на большую аудиторию;

·        влияет на мнения людей, помогает формировать определённую позицию общества на ту или иную проблему;

·        способствует распространению культурных ценностей;

·        предоставляет возможность высказывать свою точку зрения по общественным вопросам широкой аудитории, тем самым демонстрируя свободу слова, закреплённую в Конституции РФ.

·        используя рекламу, способствует продвижению товаров и услуг, тем самым повышая эффективность экономики;

·        способствует формированию устойчивых общественных групп: клубов по интересам, профессиональных сообществ, социальных групп, например, автолюбителей, студентов, волонтёров, а также политических партий, некоммерческих организаций и т.д.

·        проникновение цифровой и электронной коммуникации в различные сферы общественной жизни значительно модернизирует мние процессы, например, электронная запись в больницу, электронный больничный, электронная регистрация бизнеса, электронное оформление и получение государственных услуг, электронное взаимодействие с органами власти, предприятиями и между ними.

В современном мире появляются проблемы, касающиеся массовой коммуникации:

·        необходимость повышения требований к качеству передаваемой информации,

·        усиление ответственности за распространяемую информацию, достоверность сведений и данных.

 

 

Тема № 3 Развитие общества. Глобализация и ее противоречия

 

1.Многообразие путей и форм общественного развития.

2.Эволюция, социальная революция. Реформа.

3.Общественный прогресс, его критерии.

4.Глобализация и ее противоречивые последствия.

 

1.Многообразие путей и форм общественного развития.

Три типа общества

Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

Традиционное общество

Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.

Характерные черты традиционного общества:

Ручной труд и примитивные технологии.

Преобладает сельское хозяйство.

Сословный строй.

Низкий темп развития.

Низкая социальная мобильность.

Направлено в прошлое, боится нововведений.

Преобладают ценности коллективизма.

Церковь влияет на общественную жизнь.

Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.

Патриархальная семья.

Индустриальное общество

Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.

Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.

 

Характерные черты индустриального общества:

Активное развитие промышленности.

Серийное машинное производство и механизация.

Превращение науки в общественный институт.

Рождение массовой культуры.

Классовый строй.

Предоставление прав и свобод людям.

Формирование гражданского общества.

Базовая структура — экономика.

Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.

Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).

Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.

 

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.

Главный фактор производства — информация.

Характерные черты постиндустриального общества:

Развитие сферы услуг.

Основная единица товара — информация (знания).

Развитие информационных технологий.

Профессиональное деление общества.

Широкое использование компьютерных технологий, автоматизация промышленности.

 

Глобализация экономики.

Реализация научно-технической революции.

Доминирование семьи партнерского типа.

Признаки постиндустриального общества:

Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.

Фактор развития — теоретические знания или информация.

Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.

Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».

Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).

Другие классификации общества

Как мы уже отметили, существует множество человеческих обществ. Люди из мира науки делят их на типы разными способами. В таблице описали характеристику видов общества по степени открытости, наличию письменности, степени социального расслоения, на основе религии.

По степени открытости

Закрытое — основано на статичной социальной структуре, ограниченной мобильности. Характерен низкий темп развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.

Открытое — характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом. Чаще всего такой тип встречается в демократических государствах.

 

По наличию письменности

 

Дописьменные — не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это признак низкого уровня развития и создает трудности в общении.

Письменные — группы, у которых есть свой алфавит, с помощью которого происходит общение. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться успехов в развитии общественного строя.

По степени социального расслоения

Простое — относятся простые организации без четкой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчиненные и руководители. Такая структура возможна на начальных периодах развития без государственной власти.

Сложное — подразумевает классовое неравенство, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Такая структура характерна для государственной формы управления.

 

2.Эволюция, социальная революция. Реформа.

Пути развития общества: революция, эволюция, реформа

Общество может развиваться различными путями. Существует три основных пути развития общества — эволюция, революция и реформа.

Эволюция — постепенное, пошаговое развитие, которое сопровождается медленными и чаще всего частичными изменениями в сферах жизни общества.

У эволюции есть такие признаки:

§  постепенность изменений;

§  преемственность в развитии различных сторон жизни общества.

Противоположный эволюции путь развития общества — революция.

Революция — социально-политический конфликт, который характеризуется коренными изменениями во всех сферах общественной жизни.

В результате революции общество переходит из одного качественного состояния в другое.

Революции многообразны, их можно классифицировать по различным критериям:

1. по времени протекания:

а) кратковременные — например, Февральская революция 1917 года в России;

б) долговременные — например, Великая Французская революция, которая началась в 1789 году, а завершилась в 1799 году;

2. по сферам протекания:

а) технические — например, промышленная, научно-технические революции; культурные — например, культурная революция в СССР, в ходе которой была ликвидирована неграмотность и создана новая, советская, культура;

б) социальные — например, Английская революция 1640-1660 годов, в ходе которой произошёл переход от монархии к республике и наоборот;

3. по масштабам:

а) протекающие в одной стране — например, революция в США 1775-1783 годов;

б) протекающие в ряде стран — например, революции в Европе 1848-1849 годов;

в) глобальные — например, промышленная революция, научно-техническая революция.

Ещё один путь развития общества — реформа. Это понятие вы наверняка хотя бы раз слышали, если смотрите телевизор или присутствовали при разговорах взрослых.

Реформа — изменения, преобразования в одной или нескольких сферах общественной жизни, не приводящие к коренной перестройке общества. Реформы вводят законодательным путём.

Реформы могут быть направлены на изменение уклада жизни общества, улучшение уровня жизни населения, укрепление и обновление государственных основ и на другие цели.

От революций реформы отличаются наличием чёткого плана и тем, что их проводят «‎сверху», то есть по решению властей.

 

3.Общественный прогресс, его критерии.

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Критерии прогресса:

Развитие человеческого разума.

Совершенствование нравственности людей.

Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Прогресс науки и техники.

Развитие производительных сил общества.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.

Стагнация — задержка или полная остановка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

Относительность — невозможность применить термин к некоторым сферам, например, искусству.

Противоречивость — последствия прогресса могут быть позитивными для одной сферы и негативными для другой, например, развитие промышленности приводит к загрязнению воздуха.

4.Глобализация и ее противоречивые последствия.

 

Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения на все стороны общественной жизни в отдельных странах.

Итак, если объяснять проще, это процесс становления единого человечества. То есть предполагается, что именно благодаря процессу глобализации люди всех стран и народов мира становятся ближе друг к другу. 

Важно отметить, что глобализация проявляется во всех сферах общественной жизни: в экономической, духовной, политической и социальной. 

Глобализация также тесно связана с постиндустриальным обществом и можно сказать, что именно в нем обладает наиболее быстрыми темпами развития. Постиндустриальное общество, кстати, это общество, которое достигло наивысшего пика своего развития!

Какие основные причины глобализации можно выделить?

Причины – это то, что способствует наступлению какого-либо результата. В нашем случае, таким результатом, который нас интересует, является именно глобализация!

Итак, давайте, разберем основные причины глобализации:

1.    Появление высоких технологий, а также переход от индустриального общества к постиндустриальному (появление интернета).  Действительно, это является одной из важнейших причин глобализации, ведь именно благодаря этим технологиям люди из разных стран могут взаимодействовать друг с другом, не выходя из дома. А страны могут обмениваться ими и соответственно развиваться!

2.    Развитие международной экономики. Данная причина также является немаловажной для развития глобализации, ведь она состоит в усилении взаимодействия между странами и народами мира. А через что, если не через экономику, страны взаимодействуют друг с другом больше всего? 

3.    Необходимость решать вопросы времени. Эта причина касается как раз вопроса о глобальных проблемах, основным признаком которых является то, что их можно решить только благодаря объединению усилий всех стран мира. Конечно, если на кону стоит благополучие всего мира, страны начинают объединяться друг с другом и развивается процесс глобализации.

4.    Возросший интерес к изучению культуры и истории других стран. Действительно, очень интересная причина. Вы заметили, что сейчас все больше и больше в школах начинают обращаться к изучению всемирной истории или процессов, происходящих в других государствах? Все это также влияет на развитие глобализации! Ведь если страны знают больше друг о друге, они автоматически сближаются своими культурами!

5.    Переход от централизации экономики к её децентрализации. Централизация экономики предполагает, что все экономические процессы полностью регулируются государством в лице его правительства. А теперь представьте, что возникает децентрализованная экономика, в которой производители сами решают что им производить и как им это производить. Некоторые из них начинают понимать, что им нужно торговать с другими странами, где спрос на определенные товары будет выше! Все это также приводит к глобализации в экономической сфере жизни общества!

В каких сферах жизни общества проявляется глобализация?

Как мы уже заметили ранее, глобализация проявляется во всех сферах жизни общества, то есть в социальной (да-да, даже между отдельными людьми), политической, экономической и духовной. 

Давайте подробнее разберем проявления глобализация в сферах жизни общества! 

Сфера: Политическая сфера. 

Пояснение: Глобализация в данной сфере проявляется в организации различных международных организаций (ООН, Всемирная торговая организация, Европейский Союз, НАТО и др.). Благодаря этому, государства могут взаимодействовать друг с другом и строить свою политику в едином направлении. 

Сфера: Экономическая сфера. 

Пояснение: Формируется планетарное экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономический подъем и кризисы происходит в мировом масштабе. 

Сфера: Социальная сфера. 

Пояснение: Глобализация в данном случае связана с массовыми миграциями населения.

Сфера: Духовная (культурная) сфера. 

Пояснение: Глобализация в данном случае происходит через сближение культур разных стран и рост международного общения.

Последствия глобализации 

Кажется, что мы самую малость, но все-таки вас запутали, рассказывая про нашу распрекрасную глобализацию. Только не такая уж она и распрекрасная, как хотелось бы!

Ученые выделяют несколько последствий глобализации, которые можно разделить на негативные и позитивные, давайте познакомимся с ними!

 Позитивные последствия глобализации: 

 

1.    Сближение народов и государств, возникновение социокультурного единства человечества.
Пояснение: Действительно, это можно и нужно назвать позитивным последствием глобализации, так как именно благодаря глобализации люди разных стран и народов мира начинают взаимодействовать друг с другом, общаться, получать новые знания. Это позволяет странам быть друзьями друг для друга!

2.    Стимулирование социально-экономического развития; доступность передовых технологий, достижений науки и искусства для населения всего мира.
Пояснение: Благодаря этому последствию глобализации, достижения стран и народов мира распространяются по всему миру и позволяют развиваться абсолютно всем странам. К примеру, вакцины, разработанные в одних странах рано или поздно появляются и в других.

3.    Расширение возможностей самореализации человека.
Пояснение: Люди способны проявлять себя не только в рамках собственной страны или какой-то отдельной отрасли, а в рамках всего мирового сообщества. Именно глобализация дает такие возможности! К примеру, человек может быть известным актером одной страны, а впоследствии может начать сниматься в зарубежных фильмах. 

Негативные последствия глобализации: 

 

1.    Потеря экономической и культурно–исторической специфики разных стран.
Пояснение: Из-за того, что мир становится глобальным,  многие страны теряют свою культурную идентичность и начинают становиться похожими на других, из-за чего многие культурные исторические ценности могут быть утрачены. 

2.    Насаждение единого стандарта потребления; навязывание определенного образа жизни.
Пояснение: Из-за глобализации возникают общие тенденции культуры, которые навязываются всем странам. Обычно такие стандарты навязывает какая-то очень крупная и развития страна. Например, молодежь теряет знания русского языка из-за того, что становится модным употреблять в разговорной речи слова иностранного происхождения: “сорри”, “хай” и так далее. 

3.    Тяжесть проявление мирового экономического кризиса во многих странах мира:
Пояснение: Наши страны благодаря глобализации настолько связаны друг с другом, что если в одной из стран наступает экономический кризис, это обязательно сказывается и на других странах, что может привести к мировому кризису в целом.
 

4.    Рост числа вооруженных конфликтов; проявления сепаратизма, терроризма.
Пояснение: Здесь проблема состоит в том, что, например, терроризм возникает в начале в рамках только одной страны, но впоследствии он распространяется на все остальные страны. Пока глобализация была недостаточно развита, это явление можно было сдерживать в рамках одной страны. К сожалению, сейчас это становится практически невозможно. 

5.    Вытеснение высокой культуры и полное господство массовой культуры.
Пояснение: Сейчас в государствах в большей степени господствует культура развлекательного характера, которая является простой для потребления. Людям не особо интересно что-то более высокое, над чем нужно задумываться и понимать это. Поэтому страны производят именно произведения массовой культуры и распространяют ее на остальные государства, так как именно на них есть высокий спрос. 

 

Тема № 4 Становление личности в процессе социализации

1.Личность в современном обществе.

 2.Коммуникативные качества личности.

 

1.Личность в современном обществе.

 

Личность – это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями.

Это понятие употребляется только по отношению к отдельному человеку, и притом начиная только с определенного этапа его развития. Нельзя сказать о личности новорожденного или маленького ребенка. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свое мировоззрение, свои позиции и ярко выраженное отношение к жизни. 

Личность – это социально функционирующий человек, не объект, а субъект общественной жизни, активный самостоятельный деятель, который является продуктом не только природы, но и общества. Личность включает комплекс качеств человека, которые формируются под влиянием культуры общества, конкретных социальных групп и общностей, к которым она принадлежит.

Неотъемлемыми признаками личности выступают разумность, обладание речью, способность к трудовой деятельности, ценностные ориентации, самостоятельность, стремление к свободе, сила воли, оригинальность чувств, ответственность за свои поступки, определенная автономность относительно общества. Индивид тем больше заслуживает право называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Эти признаки личности детерминируются всей системой общественных отношений, всем укладом социальной жизни. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «Я». Понятие «личности» богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.

Личность формируется в ходе персонализации (или индивидуализации).

Быть личностью – это не только занимать определенное место в обществе, но и занимать определенное место в тотальности бытия, создавать определенный завершенный и своеобразный универсум. Для человеческой личности вопрос об ее аутентичности, целостности иногда стоит больше, чем вопрос о самосохранении человека.

Важное значение при характеристике человеческой личности принадлежит качеству личности (черты характера, образ мышления и поведения), которые формируются под влиянием семьи и общества. Существуют позитивные социально-значимые моральные качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность. И общественно осуждаемые – негативные: цинизм, грубость, тунеядство, хамство, трусость, нигилизм, иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля, решительность, мудрость, умения, убеждения, патриотизм, ответственность. Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств: одни качества развиты больше, другие – меньше.

 

Формирование индивида в личность осуществляется через социализацию, в основе которой лежит социально-деятельностная сущность человека. Социализация – это процесс интеграции индивида с обществом путем усвоения им определенной системы общественных норм, ценностей, правил, принципов поведения, мышления, образов действий, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом в различных сферах общественной жизни. Социализация не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые хорошо распознаваемые и прогнозируемые социальные реакции и формы активности.

 

2.Коммуникативные качества личности.

Коммуникативные качества личности – это те индивидуальные устойчивые личностные особенности, которые оказывают влияние на характер общения человека, его эффективность (или неэффективность), это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.Коммуникативные качества личности – это и такие её особенности, которые отражают и эмоциональную составляющую общения между субъектами.Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям.

 Каковы же основные коммуникативные качества, которыми необходимо овладеть человеку, чтобы процесс общения приносил свои результаты, достигал цели.

Правильная речь.

 «Красивую речь хорошо и слушать», — так звучит одна из пословиц. Действительно, речь должна быть правильной, то есть соответствовать основным правилам языка, не содержать грубых слов и выражений, отличаться полнотой, яркостью, убедительностью.

 Основные особенности правильной речи:

·        нормативность,

·        точность,

·        логичность,

·        чистота,

·        богатство (разнообразие),

·        выразительность,

·        уместность,

·        убедительность,

·        культура речи

Нормативность речи – это её соответствии современным литературным нормам. Необходимо хорошо владеть нормами русского литературного языка, постоянно развивать навыки правильной речи.

Точность речи достигается за счёт знания предмета речи и умения его словесно изложить.

Логичность речи – это её особенность с точки зрения её содержания, соотношения частей и компонентов, последовательности изложения композиции.

Чистота речи – это свобода речи от чуждых литературному языку слов и словосочетаний, а также всего, что отвергается нормами морали и нравственности.

 Элементы, способные засорить речь:

·        речевые штампы, канцеляризмы (слова, словосочетания и предложения, употребляемые в деловых («канцелярских») документах);

·        жаргонизмы, т.е. слова и словесные обороты, которые возникли и употребляются в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;

·        слова-сорняки, слова-паразиты, засоряющие речь (ну, вот, как бы, так сказать).

·        языковые элементы, отвергаемые нормами нравственности (вульгаризмы – слова, грубо, обозначающие какие-либо предметы, явления).

Богатство речи – это богатство словарного запаса человека, способность использовать языковые средства.

Выразительность речи – это особенности, которые способствуют поддержанию внимания и интереса слушателя: особенности произношения, интонация, акценты и т.д.

Уместность речи – речь должна соответствовать теме разговора и слушателям, собеседникам.

Убедительность – мысль необходимо сразу формулировать так, чтобы собеседнику не приходилось сомневаться, анализировать и додумывать что-то самостоятельно

Реклама

Культура общения.

 Культура общения  включает в себя нормы поведения во время общения, правильное использование средств общения – всего того, что призвано сделать коммуникацию между людьми максимально эффективной.

Культура общения включает в себя:

·        толерантность(спокойное и терпимое отношение к собеседнику, принятие всех его особенностей);

·        уважение к собеседнику (вежливость, сдержанность, бережный подбор слов);

·        развитое умение общаться (человек уделяет время совершенствованию навыков межличностной коммуникации);

·        ясность целей общения (человек демонстрирует стремление к взаимопониманию, заботится о том, чтобы его понимали точно и однозначно);

·        умение слушать — умение ценить слово другого человека, внимательно воспринимать его информацию, дать человеку выказаться, не перебивать его.

·        эмпатия — способность понимать психические состояния других людей; сопереживание, эмоциональный отклик, эмоциональная идентификация с другим человеком;

·        уровень развития невербального общения; невербальное – это общение при помощи мимики, жестов, телесные контакты. Навыки невербального общения являются одной из важнейших составляющих «умения общаться».

 Таким образомумение общаться – одно из важнейших умений человека. Ведь наша жизнь проходит среди людей, и от того, как мы налаживаем коммуникативные связи, насколько правильно и убедительно можем излагать свои мысли и как умеем слушать других, понимать их, во многом зависит наше комфортное положение в обществе. Необходимо постоянно развивать и совершенствовать коммуникативные способности.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ВОПРОСЫ НА ДИФ.ЗАЧЕТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2024. Раздел 1. Человек в обществе 1.1 Тема № 1.Общество и обществен...