четверг, 4 апреля 2024 г.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИСИП,ОИБАС 

1 КУРСА 

Тема № 18. Социальная структура общества

1. Социальные общности, группы, их типы.

2. Социальная стратификация, ее критерии.

3. Социальное неравенство.

 

Социальная группа — это любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

Типы групп:

• Условная группа ― объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д.) общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии, социологии или других наук и включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом.

Пример: Россияне.

• Неформальная группа — это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса, и существует на основе личных интересов ее участников.

Пример: поэтический кружок.

• Формальная группа ― социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.

Пример: сотрудники школы.

• Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Например: работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Высшее руководство в таком случае как раз является референтнойгруппой.

• Малая группа ― небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

(семья)

• Большая группа ― совокупность людей, существующая в масштабах общества, страны: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности нация, народность, племя, возрастные группы ,молодежь, пенсионер и др.

Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с другими членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней.

• Профессиональная группа ― объединенная по определенной принадлежности к какой-либо профессии.

Пример: группа водителей автобусов.

Воздействие группы на человека

Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Позитивное

• Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью.
• В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения.
• От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя.
• Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Негативное

• Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм.
• Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии, преследовались.
• Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

Курсы

ЕГЭОГЭ

О Социальная стратификация — это расслоение общества на социальные слои (страты) путём объединения по различным социальным характеристикам, отражающее сложившееся в данном обществе представление о социальном неравенстве.

Сущность социальной стратификации заключается в том, что права, обязанности, ответственность, привилегии распределяются между людьми неравномерно, из-за чего влияние одних людей сильнее, чем других.

Критерии социального неравенства

Критерии социального неравенства впервые выдвинули такие ученые как К.МарксМ.ВеберП.Соркин:

• Карл Маркс ― факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов.
• Макс Вебер ― добавил к теории Маркса социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти.
• Питирим Сорокин ― неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации (расслоения, которую можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д.
• Сторонники теории структурного функционализма ― социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Несмотря на большое количество теорий социального неравенства, сегодня в большинстве современных обществ самыми важными критериями стратификации являются следующие четыре:

• власть
• образование
• доход
• престижность профессии

 

Социальное неравенство' — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.   Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижениясоциального статуса, престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства, возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Тема № 19Социальное положение личности в обществе и пути его изменения

1.Положение индивида в обществе.

2.Социальные статусы и роли.

3.Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе.

Социализация ― процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, общепринятых большинством членов общества, к которому индивид принадлежит.

Этот процесс включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

Социализация осуществляется при помощи агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

Например, родители, преподаватели, коллеги

Институты социализации — это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

например, семья, школа, ВУЗ, работа

Типы социализации

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

• первичная — усвоение норм и ценностей ребенком.
• вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации ― родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации ― представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто оказывает менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.

Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Факторы, влияющие на процесс социализации

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1. биологическая наследственность
2. физическое окружение
3. культура, социальное окружение
4. групповой опыт
5. индивидуальный опыт

Курсы

Социальная роль — это модель поведения, признанная обществом целесообразной для людей определенного статуса и ожидаемая им от индивида.

Ролевой набор — это совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Виды ролей в ролевом наборе:

• Основные (семейно-бытовые, профессиональные и др.)
• Ситуационные(пассажир, пешеход, покупатель и др. )

Структура социальной роли:

• Описание типа поведения;
• Предписания или нормы, определяющие требования к выполнению роли;
• Оценка выполнения данной роли;
• Меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.

Реальное ролевое поведение человека отличается от социальной роли как образца поведения. Это происходит под влиянием ряда факторов:

• Биопсихологические возможности человека;
• Личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;
• Характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;
• Структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.

Ролевые конфликты

В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять различные роли. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений.

Виды ролевых конфликтов:

• Внутриролевые — конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу

Роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним

• Межролевые — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой

Например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей

• Личностно-ролевые — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности

Например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ВОПРОСЫ НА ДИФ.ЗАЧЕТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2024. Раздел 1. Человек в обществе 1.1 Тема № 1.Общество и обществен...