ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИСИП,ОИБАС
1 КУРСА
Тема № 18. Социальная структура общества
1. Социальные общности, группы, их типы.
2. Социальная стратификация, ее критерии.
3. Социальное неравенство.
Социальная группа — это любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Типы групп:
Пример: Россияне.
Пример: поэтический кружок.
Пример: сотрудники школы.
Например: работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Высшее руководство в таком случае как раз является референтнойгруппой.
(семья)
Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с другими членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней.
Пример: группа водителей автобусов.
Воздействие группы на человека
Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Позитивное
Негативное
Курсы
О Социальная стратификация — это расслоение общества на социальные слои (страты) путём объединения по различным социальным характеристикам, отражающее сложившееся в данном обществе представление о социальном неравенстве.
Сущность социальной стратификации заключается в том, что права, обязанности, ответственность, привилегии распределяются между людьми неравномерно, из-за чего влияние одних людей сильнее, чем других.
Критерии социального неравенства
Критерии социального неравенства впервые выдвинули такие ученые как К.Маркс, М.Вебер, П.Соркин:
Несмотря на большое количество теорий социального неравенства, сегодня в большинстве современных обществ самыми важными критериями стратификации являются следующие четыре:
Социальное неравенство' — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России
Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижениясоциального статуса, престижа, образования.
Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства, возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).
Тема № 19. Социальное положение личности в обществе и пути его изменения
1.Положение индивида в обществе.
2.Социальные статусы и роли.
3.Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе.
Социализация ― процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, общепринятых большинством членов общества, к которому индивид принадлежит.
Этот процесс включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
Социализация осуществляется при помощи агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.
Например, родители, преподаватели, коллеги
Институты социализации — это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
например, семья, школа, ВУЗ, работа
Типы социализации
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации ― родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации ― представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто оказывает менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.
Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Факторы, влияющие на процесс социализации
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
Курсы
Социальная роль — это модель поведения, признанная обществом целесообразной для людей определенного статуса и ожидаемая им от индивида.
Ролевой набор — это совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
Виды ролей в ролевом наборе:
Структура социальной роли:
Реальное ролевое поведение человека отличается от социальной роли как образца поведения. Это происходит под влиянием ряда факторов:
Ролевые конфликты
В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять различные роли. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений.
Виды ролевых конфликтов:
Роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним
Например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей
Например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий